Войти Заказать сайт
0222.by Деловой портал
Могилевский портал

Герб города Могилева и его история

Герб МогилеваСюжет герба.
Сюжет герба города Могилева полностью соответствует древнему описанию исторического герба города Могилева, данному в Привилее короля Яна Казимира от 9 июня 1661 года: «Щит, в основе которого изображены три серебряные башни, в открытых воротах средней из которых находится серебряный рыцарь в доспехах с поднятым над головой мечом; вверху над воротами на круглом красном щите под кровлей центральной башни находится изображение серебряного вооруженного всадника с мечом и щитом».

Щит герба.

Контур щита герба города Могилева является контуром так называемого барочного щита, общепринятого в европейской городской геральдике ХVII века. Основное поле щита — голубое. Нижний угол щита, отделенный изображением сюжета герба — зеленый.

Голубой цвет герба, согласно общепринятой геральдической трактовке, является символом Неба (возвышенности чувств и помыслов), Девы Марии (покровительницы Беларуси), Величия, Красоты, Ясности и Науки (стремления к знаниям и совершенству). Это традиционный фоновый колор в городской европейской геральдике. В городской геральдике города Могилева используется с 1577 года.

Зеленый цвет нижнего угла щита — опорный цвет герба — это символ Жизни, Обновления, Надежды, Достатка и Благосостояния в европейской геральдике. В национальной восточнославянской геральдике зеленый цвет также считался символом Чести, Доверия, Стражника (традиционно используется как цвет погон и петлиц пограничников, охранников, таможенников, егерей и т.п.), что не противоречит и дополняет сюжет герба города Могилева. Весьма характерно и символично также, что и в гербе Могилева, и на Государственном флаге Республики Беларусь опорным колором является именно зеленый цвет.

Серебряные башни.

История возникновения геральдического символа «Три башни» в значении «Триединство» уходит корнями во времена античности. Но своего наивысшего расцвета этот символ достиг в Европейской городской геральдике в XI веке, получив новое звучание на основе христианской религии.

Согласно библейским легендам «Крепость» — это символ Бога (2-я книга Царств 22,50,51; Притчи 18,10). Три башни крепости в данном случае олицетворяют символ Троицы. Прямое подтверждение тому также дают библейские тексты, касающиеся описания Небесного Иерусалима: 12 ворот с тремя башнями, несущие образ Троицы на каждую сторону света (Апокалипсис 21,13). Этот сюжет нашел свое отображение на средневековых гербах многих европейских городов, в том числе и Могилева, как символ стремления к созданию идеального обустройства жизни на своей земле (так называемый Дольный Иерусалим).

Многовековая история городского самоуправления в данном случае это еще одно подтверждение верности избранному символу: могилевчане всегда стремились сделать свою жизнь и свой город прекраснее.

Изображение трех крепостных башен на гербе Могилева сочетается и с реальной историей города, связанной с замком князя Льва Даниловича Галицкого — Льва Могия (могучего), который на заре становления города был центром и опорой горожан, а также с легендой о возникновении города на трех реально существующих и поныне холмах — Могилка, Гвоздовка и Машековка. Библейская, историческая и народно-эпическая трактовки сюжета и данного символа герба города Могилева хорошо сочетаются и взаимодополняют друг друга.

Открытые ворота крепости.

Символ открытых ворот крепости имеет два толкования: Библейское — символ райских ворот, открытых для каждого праведника; Историческое, общепринятое сегодня — Могилев никогда не был „закрытым“ городом, напротив, могилевчане всегда были рады гостям, поскольку Могилев испокон веков был городом мастеров, торговли, развитой науки и культуры.

Серебряный рыцарь.

Символ рыцаря в раскрытых воротах имеет два толкования Общепринятое: город открыт для всех добрых людей, но имеет надежную защиту от неприятеля. История Могилева десятки раз подтверждала, что могилевчане умеют защищать свой город, проявляя при этом чудеса героизма, мужества и стойкости. Сведения о воинской доблести горожан, собиравших народное ополчение, можно во множестве найти и в древних летописях, и в документах новейшей истории.

Библейская трактовка связывает рыцаря в открытых воротах с символом Ангела, вооруженного огненным мечом, который охраняет ворота в рай (Апокалипсис 21,12), что сочетается с упоминавшейся выше легендой о Дольном Иерусалиме, являясь логическим завершением библейской трактовки сюжета герба Могилева, указывая на древность геральдических символов и соответственно, города, имеющего их на своем гербе.

Поднятый над головой рыцаря меч.

Классический геральдический символ — так называемый «Меч мести» — главным определением которого является: „Напоминание о бесчисленных трагедиях, пережитых городом, об обидах, нанесенных врагами, о необходимости всегда быть готовым к защите родной земли“.

Этот символ весьма удачно вписывается в общепринятую нерелигиозную трактовку сюжета герба Могилева, сочетаясь с реальной историей города. Изображение серебряного вооруженного всадника с мечом и щитом на красном круглом щите.

Является историческим изображением общеизвестного герба «Погоня» — официального герба Великого Княжества Литовского, в состав которого во время принятия герба в XVII веке входил Могилев, что подчеркивается расположением «Погони» на гербе города Могилева: под кровлей центральной башни над открытыми воротами. В современном толковании данный символ указывает на древнее происхождения герба и географическую расположенность города. Положение герба «Погоня» на гербе Могилева имеет и библейское обоснование, дополняющее религиозное толкование сюжета герба — оно как бы подчеркивало то, что могилевчане, входившие в понятие „граждане Великого Княжества Литовского“, признавались принадлежащими к „избранному народу“, которому будут дарованы все привилегии Земного Рая. Это логически обосновывает расположение «Погони» на гербе города Могилева согласно библейской трактовке, не нарушая общего сюжета и его толкований.

Наличие «Погони» на гербе г. Могилева имеет и более современное толкование: исторически Могилев всегда являлся „восточными воротами“ государства — государства мирного, но готового к отражению любой агрессии (главное толкование «Погони»). Кроме того, изображение вооруженного всадника является общеизвестным образом Святого Георгия Победоносца, в Беларуси называемого Святым Юрием — главным почитаемым святым, защитником Беларуси.

Красный цвет поля щита «Погони» — символ Борьбы, Власти, Благородства — полностью соответствует сюжету герба Могилева. Характерная особенность: отличные от основных цветов герба колоры — красный и зеленый — соответствуют колорам, используемым в Государственной символике Республики Беларусь. И именно по такому же принципу расположения: сверху — красный, внизу — зеленый. То есть прочитывающиеся, согласно толкованию колоров в геральдике как Власть, опирающаяся на Доверие, Надежду и Жизнь, ее корневые основы и так далее. Это весьма символичное дополнение к привычному толкованию сюжета исторического герба Могилева, связывающее сюжет с современностью.

Серебряный (белый) цвет (башни, створки ворот, рыцарь, всадник на красном щите) на гербе Могилева — символ Чистоты, Добропорядочности, Высокой Морали — традиционно используется в качестве фона контурных геральдических изображений, прекрасно сочетается с сюжетом герба и подчеркивает исторически сложившиеся жизненные принципы жителей города Могилева.

Кроме того, серебро издревле почиталось у белорусов как самый ценный металл, а его символ олицетворял Благородство, Достоинства и Доблесть, что дополняет вышесказанное толкование.

Размеры, расположение и рисунок элементов герба.

Изображение башен на щите герба г. Могилева расположено таким образом, что центральная вертикаль средней из них совпадает с центральной вертикалью щита, а опорой им служит нижний зеленый угол щита. Высота зеленой части щита по ее центральной вертикали соотносится с высотой щита в пропорции 1:7,3, а его ширина - в пропорции 1:1,7 с шириной щита.

Высота центральной башни (от горизонтали зеленого угла щита до вершины кровли) соотносится с высотой щита в пропорции 1:1,2 , а высота равных по величине крайних башен соотносится с высотой щита в пропорции 1:1,27. Высота арки ворот (от нижнего края арки до горизонтали зеленого угла щита) по центральной вертикали соотносится с высотой средней башни в пропорциях 1: 2,45. Высота оснований крайних башен до зубчатого карниза соотносится с их общей высотой в пропорциях 1:1,57. Высота основания средней башни (включая высоту ворот) до зубчатого карниза соотносится с ее общей высотой в пропорции 1: 1,78.

Крайние башни расположены симметрично относительно центральной вертикали средней башни и являются зеркальным отображением друг друга. Расстояния между крайними башнями и средней соотносятся с максимальной шириной щита по горизонтальной линии (далее — шириной щита) в пропорциях 1:20. Расстояние до краев щита по минимально узкой ширине щита (от центров боковых выемок контура щита) соотносится с шириной щита в пропорции 1:15. Ширина арки ворот соотносится с шириной щита в пропорции 1:3,68. Ширина створок ворот соотносится с шириной щита в пропорции 1:8.

Общая ширина изображения башен соотносится с шириной щита по уровню крайних вертикальных стен башен в пропорции 1:1,5. Ширина боковых башен соотносится с шириной щита в пропорции 1: 5,8 , а средней башни - в пропорции 1: 4,6.

Внутренний диаметр красного щита под куполом средней башни соотносится с шириной щита в пропорции 1:5, а внешний (с учетом серебряной каймы) в пропорции 1:3,6. Контур щита усечен по нижнему основанию на уровне мнимого изображения горизонтальной опоры лошади. Основания башен состоят из символических „кирпичей“, из которых выложено 12 рядов в высоту (по числу библейских апостолов). Ширина „кирпичей“ такова, что в одном ряду помещается два целых „кирпича“. Кирпичи сложены по классическому принципу строительства. На средней башне видимы только три ряда „кирпичей“, верхняя линия которых совпадает по горизонтали с нижней линией верхних рядов „кирпичей“ на крайних башнях.

Основания башен украшают сверху зубчатые карнизы, обращенные пятью прямоугольными зубцами вниз. Высота карнизов равна высоте „кирпичей“. Ширина карнизов соотносится с шириной башен в пропорции 1:0,85. Боковые башни венчаются конусоподобными кровлями со шпилями в виде кругов. Диаметр кругов соотносится с шириной щита в пропорции 1:21,5. Высота конусной кровли с учетом круга по центральной вертикали соотносится с высотой щита в пропорции 1: 4,6. Конусы украшены пересекающимися накрест линиями, проходящими под углом 45 градусов, образуя в рисунке два целых ромба внизу по ширине и два целых ромба по высоте. Опору конусных кровель составляют верхние карнизы, украшенные шестью равномерно расположенными по их ширине квадратиками-бойницами каждый. Ширина этих карнизов соотносится с шириной башен в пропорции 1:0,67, а высота соотносится с высотой „кирпичей“ в пропорции 1:1,14. Кровля средней башни представляет собой две наложенные друг на друга полудуги, опирающиеся на красный щит и венчающиеся конусом, украшенным двумя равноотстоящими друг от друга внутренними треугольниками, повторяющими своими сторонами края конуса кровли.

Створки ворот, на 70% закрывающие по ширине изображения крайних башен, украшены символическими лилиевидными запорами каждая. Соответствие канонам геральдики. Настоящий герб города Могилева по своему сюжету, компоновке элементов и цветовому решению является точной копией исторического герба города Могилева образца ХVII века и соответствует всем законам геральдики. Имеющиеся толкования — библейское, историческое, общепринятое, современное — взаимодополняют друг друга, отображая древнее происхождение города, его герба, историю города, традиции и жизненные принципы древних поколений и нынешних жителей Могилева.

1. История Могилева. Часть I

§1.1 Археология. Предыстория
§1.2 Начало. Легенды об основании Могилева
§1.3 Детство города (V-XV вв.)
§1.4 Торговля в Могилеве. Купеческая верхушка
§1.5 Население Могилева

2. История Могилева. Часть II

§2.1 Магдебургское право
§2.2 Восстание
§2.3 Брестская церковная уния
§2.4 Война 1654 — 1667 гг. между Московским государством и Речью Посполитой
§2.5 Северная война 1700-1721 гг.

3. История Могилева в годы Великой Отечественной войны. Часть III

§3.1 Введение
§3.2 Буйничское поле. Оборона Могилева
§3.3 Массовая борьба против захватчиков
§3.4 Операция «Багратион». Освобождение Могилева

4. История послевоенного Могилева. Часть IV